«Уроки ликвидации последствий резонансных аварий в нефтегазовом секторе в 2021 году»

Круглый стол с таким названием состоялся 16 ноября в Общественной палате Российской Федерации. Организатором мероприятия выступила Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды.

Участниками круглого стола стали представители власти и общественности, профильных министерств и ведомств Российской Федерации, а также крупных компаний, обладающих опытом ликвидации нефтяного разлива на своих предприятиях: «Норникель», ПАО «Газпром-Нефть», СИБУР.

В работе заседания принял участие заместитель директора по научной работе Соловьянов Александр Александрович.

Несмотря на усилия государственных органов, бизнес-компаний и научных организаций, аварийные нефтеразливы продолжаются, что наносит вред окружающей среде и вызывает все больший общественный резонанс.

Так, в марте 2021 года произошла утечка углеводородного сырья из продуктопровода компании СИБУР на подводном переходе через реку Обь, в результате чего на поверхности реки происходило горение в течение более 10 дней. У компании ПАО «ЛУКОЙЛ» произошел ряд разливов нефти, которые привели к загрязнению в Республике Коми. В августе 2021 года произошел разлив нефтепродуктов на морском терминале консорциума КТК под Новороссийском. В сентябре 2021 года произошел разлив нефтепродуктов во время бункеровки судна компанией «Газпром нефть» на рейде порта Тамань.

Модератор круглого стола председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина, открывая мероприятие, обратила внимание участников на остроту проблемы: «Аварии на крупных предприятиях неизбежны. Ни одна компания, ни в одной стране мира не может гарантировать безаварийную работу. Другой вопрос, как бизнес реагирует на запросы общества во время кризисных ЧП».

Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России отметил, что в настоящее время механизмы участия общественности при возникновении аварийных ситуаций на предприятиях отсутствуют. «При планировании новых проектов или текущей деятельности предприятий существуют работоспособные механизмы участия общественности: оценка воздействия на окружающую среду (ОВОC) и публичная нефинансовая отчетность (ПНО). При возникновении аварийных ситуаций таких механизмов нет, поэтому бизнес-компании не очень охотно идут на диалог во время происшествий», — сказал он.

В ходе работы круглого стола рассмотрены актуальные вопросы обеспечения достоверности и своевременности информирования о подобных авариях и их последствиях, участники обменялись способами повышения эффективности планирования и реализации мероприятий по локализации разливов и ликвидации последствий, обсудили действенность мер профилактики подобных аварий.

Текст, фото: ФГБУ «ВНИИ Экология»

Start typing and press Enter to search