Средства экоплатежей направят на вывоз отходов из Арктики

11.12.2025
Средства экоплатежей направят на вывоз отходов из Арктики


В России предложили направить средства «окрашенных» платежей на вывоз отходов из Арктической зоны (АЗРФ). С такой инициативой выступил директор Единого научного центра Минприроды России ФГБУ «ВНИИ Экология» Александр Закондырин по итогам сессии «Трудные отходы: построение ЭЗЦ в Арктике» Международного арктического форума.

«Разработка механизма применения экоплатежей из бюджета арктических субъектов на мероприятия по устранению негативных последствий хозяйственной деятельности с учетом специфики АЗРФ может стать важным шагом в построении экономики замкнутого цикла в Арктике. Например, если начать субсидировать обратный фрахт отходов по северному завозу за счет «окрашенных» платежей, это станет хорошим стимулом для бизнеса вывозить отходы Северным морским путем на судах, участвующих в северном завозе», — заявил Александр Закондырин.

С предложением вывоза накопленного техногенного мусора в Арктике в рамках северного завоза выступил заместитель председателя Совета Федерации Владимир Якушев на совещании по вопросам регулирования законодательства об обращении с отходами в Арктической зоне, которое состоялось в Совете Федерации 29 октября 2025 года. Для перевозчиков грузов необходима финансовая мотивация: владельцы судов, будут готовы активизировать вывоз отходов из АЗРФ, если это экономически будет целесообразно и не поставит бизнес в сложные условия.

С 1 сентября 2022 года вступил в силу механизм «окрашенных» экологических платежей. Эти средства аккумулируются и направляются на природоохранные мероприятия регионов по согласованию с Минприроды России. Средства формируются за счет исков и добровольного возмещения экологического вреда, компенсационных платежей за невыполнение мероприятий по защите окружающей среды, штрафов, платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Как сообщали в Минприроды, в период с 2022 по 2024 годы было собрано свыше 50 млрд рублей экоплатежей.

О том, что механизм применения экоплатежей требует донастройки, а также о необходимости индивидуального подхода в работе с субъектами АЗРФ в вопросе ликвидации отходов сообщили в ходе дискуссии представители арктических регионов.

«Согласно действующим правилам использования «окрашенных» платежей, они должны направляться на ликвидацию объектов накопленного вреда в субъектах, где эти средства были получены. Однако в некоторых случаях стоимость работ по рекультивации в разы превышает объем зелёных поступлений в бюджет региона. Эти средства можно было бы эффективно использовать для развития арктических технологий или вывоза отходов. Если существует северный завоз, то целесообразно системно организовать и «северный вывоз», — отметила министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Анна Шевелёва.

Северный завоз — комплекс мероприятий по бесперебойному снабжению основными жизненно важными товарами территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностей.

«Экоплатежи уходят в бюджеты регионов и часто «подвисают», поскольку на проведение масштабных экологических мероприятий по рекультивации полигонов этих средств попросту недостаточно, а на многие социально значимые проекты их использовать нельзя — например, на вывоз отходов или поддержку волонтерства. Если же средства экоплатежей начать перенаправлять на те задачи, которые напрямую улучшат состояние окружающей среды регионов, то это станет большим позитивным шагом в вопросе защиты уникальных экосистем АЗРФ», — рассказал административный директор общественного проекта «Чистая Арктика» Дмитрий Федосеев.

Министр природных ресурсов и экологии республики Коми Роман Полшведкин отметил, что для субъектов АЗРФ характерны дополнительные сложности с климатическими условиями и удаленностью территорий, что подтверждает необходимость индивидуального подхода к решению вопросов обращения с отходами в регионе. Например, целесообразны были бы упрощение порядка предоставления участков для строительства инфраструктуры обращения отходов, смягчений требований к контейнерным площадкам, пересмотр федерального софинансирования, заключил министр.